
Телефонный разговор президентов России и США, которого с замиранием сердца ожидал буквально весь мир, наконец, состоялся. В 17.00 по Москве и 10 утра по Вашингтону Владимир Путин и Дональд Трамп услышали голоса друг друга.
Ажиотаж вокруг беседы двух лидеров заставляет вспомнить историю прокладки «горячей линии» связи между Москвой и Вашингтоном в период Карибского кризиса. В последующие годы этот канал коммуникации помог снизить риски холодной войны. А как будет сейчас?
Первая информация о переговорах была не без интриги. Президент России в момент беседы с Трампом находился в Сочи, посещал центр «Сириус». Разговор состоялся во время его визита в музыкальную школу. Похоже на демонстративно холодное отношение к статусному собеседнику.
Тем не менее, Путин назвал двухчасовой разговор с Трампом содержательным, откровенным и весьма полезным. Он выразил благодарность за участие США в возобновлении прямых переговоров России и Украины. Теперь обе страны «в целом на правильном пути», считает президент.
По мнению Путина, главное устранить первопричины кризиса. Москва и Киев должны найти компромиссы, которые бы устраивали все стороны. Прекращение огня с Украиной возможно по достижении соответствующих договоренностей. Россия готова работать с Украиной над меморандумом.
Ни Путин, ни Трамп ожидаемо не стали бросать трубку, хлопать дверью и договорились о том, что можно считать результатом. Ведь если политик говорит «да», то это часто означает «может быть», если говорит «может быть» — это значит «нет», а если «нет» — это вообще не политик.
Одним из первых прокомментировал итоги телефонного разговора политолог Сергей Марков. «Это был жесткий разговор. Трамп требовал перемирия. Путин отверг. Путин настаивал, что это должен быть реальный мир. С реальными уступками со стороны Украины. А перемирие может быть только шаг к реальному миру. Если Украина не будет делать уступок, то и перемирия не будет», — написал он в своем тг-канале.
Трамп, как и Путин, прокомментировал итоги переговоров быстро. «Я считаю, что разговор прошел очень хорошо. Россия и Украина немедленно начнут переговоры о прекращении огня, и что еще важнее, о завершении конфликта.
Условия для этого будут обсуждаться между двумя сторонами, как и должно быть… Тон и дух беседы были отличными. Если бы это было не так, я бы сказал об этом сейчас, а не позже…", — написал в своем тг-канале Трамп, отметив, что проинформировал об этом и Зеленского, и Макрона, и Мерца, и Папу Римского и других.
Итоги беседы двух президентов вряд ли устроят все заинтересованные стороны по разные стороны конфликта — слишком противоположны их интересы. После анонса телефонного разговора они наперегонки пытались повлиять на его будущий результат.
С перепугу, как бы Трамп не уступил Путину, с президентом США созвонились лидеры Британии, Франции, Италии и Германии. Нахальный вердикт их беседы огласил Макрон: глава РФ должен принять «30-дневное безоговорочное прекращение огня». Облом.
Укрепить Трампа пытался президент Финляндии Стубб. Россия — уже не великая держава, убеждал он, потому что её экономика якобы меньше, чем у Италии, армия на Украине продвинулась еле-еле, ключевая ставка выше 20%, а резервы истощены.
Пытался повлиять на президента США и Зеленский. Явившись в Ватикан на интронизацию нового папы Льва XIV, он встретился не только с самим понтификом, но и с видными американскими католиками — вице-президентом Ди Вэнсом и госсекретарем Марко Рубио.
Кремль же действовал через Дмитрия Пескова. Россия предпочитает добиться своих целей политико-дипломатическими средствами, заявил он публично за три часа до созвона. И подчеркнул, что Путин приложил для этого «изрядные усилия».
О том, что у России имеются национальные интересы, которые надо уважать, как она уважает американские национальные интересы, Москва напомнила, ещё раз прокрутив по федеральным каналам мартовскую запись интервью с президентом.
Была подключена и тяжелая медийная артиллерия в лице Дмитрия Медведева, намекнувшего на риск ядерной войны: «Неудачные переговоры могут привести к началу более страшной стадии войны с новым оружием и участниками».
Разнонаправленный этот тяни-токай предсказуемо привёл не к крайним — полный мир или борьба до победного — а неким срединным результатам, которые каждая из сторон может трактовать по-своему.
Скорее всего, никакие события «в моменте» уже не в силах всерьёз изменить ход конфликта, который давно вошел в свою колею. По-настоящему на него влияют лишь долгосрочные тенденции, процессы, определяемые возможностями заинтересованных сторон.
Долгосрочные интересы США определяются отнюдь не Трампом, какой бы крутой он ни был, а двумя партиями.
Демократы — полностью за Украину, республиканцы хотя и без особого рвения, тоже. Это значит, Трампу никогда не позволят совсем лишить Киев поддержки.
Даже если следующим президентом станет Вэнс, Вашингтон продолжит сохранять определённый баланс в отношениях с Киевом и Москвой. Если же к власти вернётся Демпартия следует ожидать полного разворота США к прежним позициям.
Ещё больше ясности с Европой, которой выгодно обескровливание потенциального противника — России. Там, кажется, хотят, чтобы СВО длилась вечно. О мире европейские лидеры говорят лишь для того, чтобы не потерять рычаги влияния ситуацию.
Лучшие доказательства: увеличение оборонного бюджета ЕС до 800 млрд евро, рост доли расходов на оборону в рамках НАТО, стимулирование развития ВПК Германии, создание совместного с Украиной оборонного фонда размером 150 млрд евро. Это что, игрушки?
Тем более, прекращение боевых действий не нужно режиму Зеленского, который рискует потерять власть. Пока на горизонте есть реальный враг — Россия, нация более-менее сплочена, оспаривать действующую вертикаль невозможно ни на выборах, ни на улице.
В случае мира в стране вспыхнет яростная внутренняя политическая борьба. Годами сдерживаемые страсти закипят, а купировать их законным образом будет уже нельзя. Не исключено, что мир приведёт Киев к последствиям пострашнее, чем от «Искандеров».
Но если трём основным акторам с той стороны конфликта выгодно продолжение боевых действий, то они наверняка будут продолжаться, несмотря на всю нынешнюю замирительную риторику. Остановить их сможет только полная победа Кремля.
Поэтому Путин и потребовал так бескомпромиссно вывода ВСУ из четырёх новых регионов, признание их (и Крыма) российского статуса, отказа от вступления в НАТО, денацификации и демилитаризации Украины, защиты прав русского населения и снятия санкций.
Причем, в отличии от западной традиции, где требуют больше, чтобы получить хоть что-то, в России отступление от однажды заявленных требований неприемлемо. Они могут только вырасти. Иначе, в народе скажут, что политик «включил задний ход» и он потеряет лицо.
Это значит, что Путину придётся стоять на своей позиции твёрдо. Хотя это и может растянуть спецоперацию ещё на годы.
Ведь часть требований вроде юридического признания Киевом потери территорий или сокращения ВСУ без их разгрома не выполнимы.
Похоже, что президент РФ к такому сценарию морально готов. «Мы готовы сражаться год, два, три — сколько бы времени это ни заняло. Мы воевали со Швецией 21 год. Как долго вы готовы сражаться?» — заявлял Мединский своим визави на переговорах в Стамбуле.
Подтверждают это и западные СМИ. Мол, Путин уверен, что армия России сможет прорвать украинскую оборону и взять под контроль четыре новых российских региона уже к концу года.
Сводки «с земли», вероятно, вдохновляют президента. Сегодня, по данным Минобороны РФ, освобождена Новооленовка в ДНР и Марьино в Сумской области, вчера — населённый пункт Богатырь, позавчера — Александрополь в ДНР. И так почти каждый день.
Щекотливый вопрос с личным составом решается. Повышенные выплаты контрактникам увеличили их число с 30 до 50−60 тысяч человек в месяц. На фоне украинской «бусификации» и мобилизации молодёжи, российский рекрутинг выглядит гуманнее.
(Да, он требует много средств, но они, кажется, есть. Санкции, хотя и мешают, но не смертельны — их более-менее успешно преодолевают. Не зря китайское рейтинговое агентство CCXI сегодня присвоило первый после начала СВО суверенный рейтинг России).
Ротации, правда, не предусмотрены, значит, что все бойцы остаются в окопах. Вкупе с ростом числа контрактников это даст преимущество в живой силе. Тем более народу в России больше чем на Украине в 4−5 раз. Есть кому сражаться и год, и два, и 20 лет.
Контрактный характер рекрутинга защищает большинство от тягот боевых действий и их последствий. Общество живёт само по себе, СВО во многом идёт сама по себе. Это поддерживает внутреннюю стабильность, всегда высоко ценимую главой государства.
Ну, а если будет накапливаться усталость, перед глазами есть пример КНДР. Реорганизовав страну по её образцу, можно держаться против мирового империализма десятилетиями. Суверенитет страны того, видимо, стоит. Роль нового Петра I — тем более.
Последние новости и все самое важное о мирных переговорах по Украине, — в теме «Свободной Прессы».